Сложный в освоении для многих школьников русский язык — дисциплина, вынесенная в качестве обязательной на итоговые испытания в выпускных классах. Подготовиться и получить высокий балл — непростая задача. Но решаемая, если подходить к ее реализации продуманно и грамотно, опираясь на советы и рекомендации практикующих педагогов и экспертов ЕГЭ/ОГЭ.
Как показывает практика, тот, кто подходит осознанно и ответственно к решению этой задачи, получает желаемый результат. Многие выпускники называют экзамен по этому предмету «палочкой-выручалочкой» — очень сложно набрать более 90 баллов по математике, биологии, химии, физике. А по русскому — возможно и вполне реально.
Что нужно для того, чтобы качественно и полноценно освоить курс школьной программы по этой дисциплине?
Правила подготовки несложные:
1. Уделять достаточное количество времени ежедневно для проработки текущих и повторения пройденных тем.
2. Выделять те параграфы, тематики, которые вызвали наибольшее количество вопросов и сложностей, чтобы вернуться к ним впоследствии, закрепить и проработать еще раз.
3. Умение внимательно читать задание, грамотно распределять собственные силы. Вначале стоит сделать то, что не вызывает вопросов, что понятно и просто. Затем — переходить к более сложным заданиям.
4. Навык правильной записи ответа. Это важно, поскольку даже верный результат на экзамене, отображенный неграмотно, приводит к снятию баллов и занижению оценки. Это касается не только выпускных итоговых испытаний, но и ВПР, диагностических, олимпиадных и конкурсных заданий по предмету. Посмотреть и запомнить порядок верной записи можно на специализированных ресурсах решебников к тем учебным пособиям, по которым занимаются школьники.
Секреты грамотной работы
Не у всех есть возможность готовиться с репетитором или на курсах. Но это не обязательно. На практике, самые высокие результаты у тех, кто освоил и успешно применяет технологию самоподготовки и самоконтроля.
Занимаясь по ней, следует:
— распределить задания на тематические блоки для лучшего запоминания — «Пунктуация», «Культура речи», «Орфография» и т. п. Так школьники более объективно смогут оценить, какие именно пробелы в знаниях есть у них лично, оперативно справиться с возникшими трудностями, устранить проблемы;
— в каждом тематическом блоке надо выделить собственные самые простые и самые сложные задания, поставить пометки для того, чтобы вернуться к трудным задачам впоследствии, повторить и проработать их еще раз. Хорошо научиться составлять схемы и таблички, это не только поможет лучше запомнить представленную в наглядном виде информацию, но и научит грамотно систематизировать материал;
— закреплять пройденное. Эксперты рекомендуют выполнять на каждое изученное правило не менее 5, в идеале — 15 заданий и сверять их решения с эталонными. Помимо практикумов, которые рекомендуют школьные учителя в рамках выбранных ими УМК, можно использовать и практические пособия с решебниками.
Кроме заданий по грамматике и орфографии, синтаксису и пунктуации, учащиеся нередко отмечают трудности с написанием сочинения. Особенно — сочинения-рассуждения, за которое дается значительная сумма баллов на выпускном экзамене по предмету.
[good]Здесь важно научиться формулировать:
- тему работы;
- план, позволяющий максимально точно и выразительно раскрыть тему сочинения;
- аргументы, обосновывающие позицию автора.[/good]
Структура и полнота речи, использование специальных инструментов выразительности, фоновый материал — все это можно отработать ежедневными занятиями и просмотром эталонных работ, по которым экспертами был выставлен максимальный балл.
Не стоит забывать и про грамотность. Сочинение — это такая работа, в которой любое слово, вызывающее сомнение в написании и смысловом применении, может быть заменено учеником на другое, в котором он уверен. Этим преимуществом следует обязательно воспользоваться.
После завершения выполнения работы обязательно следует внимательно ее проверить. Осуществляя подготовку, важно научиться дисциплинировать себя и не пренебрегать проверкой — простым и эффективным способом нахождения и своевременного исправления ошибок и неточностей.